2 июля, в 4-ю неделю по Пятидесятнице, епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском храме Крутицкого Патриаршего подворья

DSC02051

2 июля, в 4-ю неделю по Пятидесятнице, епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском храме Крутицкого Патриаршего подворья. Его Преосвященству сослужил клир подворья. После чтения воскресного Евангелия владыка обратился с проповедью о вере сотника:

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает (Мф. 8: 6).

«Этот евангельский фрагмент нам всем хорошо известен, особенно тем, кто бывает на  молебне о недужных,  потому что он читается в ходе этого чинопоследования.  Сотник – это римский воин, которому принадлежала административная или территориальная власть в том или ином округе, то есть это важный человек, начальник. Услышав о том, что Господь пришел в Капернаум, он идет к Нему с просьбой – “Господи мой слуга страдает, тяжело болеет, исцели его”. Спаситель сказал: “Да, я  приду к тебе и исцелю его”. Однако в ответ сотник говорит, что он недостоин того, чтобы Господь вошел под его кров, но достаточно сказать лишь одно слово, и слуга тотчас же выздоровеет. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Мф. 8: 9). Услышав такие слова, Господь удивился и сказал: Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8: 10-11). Сотник – не иудей, он человек римской культуры, язычник, и как это ни странно именно у него Спаситель увидел веру бо́льшую,  чем у Своих соплеменников. Тогда Господь Иисус заключил: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8: 12-13).

Данное евангельское чтение свидетельствует о том, что именно вера является основой для того или иного чуда. Искреннее упование человека на Бога является причиной, по которой Господь может явить нам Свою милость, прийти и исцелить наши душевные и телесные недуги, показать нам Себя, помочь в непростых обстоятельствах. Господь никогда не совершал чудо ради самого чуда, ради фокуса. Он всегда творил знамения для укрепления  веры человека. Прежде чем попросить об исцелении своего слуги сотник исповедовал веру в Господа, и его вера стала основой для того, чтобы произошло просимое исцеление. Римский сотник имел очень крепкую веру, он верил в то, что Господь может одним лишь словом исцелить слугу без его физического присутствия. Вместе с тем сотник верил в то, что перед ним Сын Божий – Господь Иисус Христос, Который может повелевать болезнями и даже смертью точно так же, как он, простой человек, может повелевать подвластными ему людьми.

Часто бывает, что через болезни, страдания, те или иные скорби Бог призывает нас к покаянию, к изменению нашей жизни,  к тому, чтобы мы, наконец, поняли, что без Бога и Его спасительного Слова счастье человека невозможно. С проявлением своей крепкой веры римский сотник одновременно выразил также и свое недостоинство, он фактически раскаялся пред Иисусом Христом в своих грехах и пороках  в том, что отягощало его душу и сердце. В ответ на слова Господа о том, что Он придет к нему и исцелит его слугу, сотник сказал: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8: 8). Какое поразительное соединение веры и покаяния! И ведь это не случайно, потому что искренняя вера неразрывно связана с покаянием. По-гречески покаяние – μετάνοια означает перемену ума и мысли, переосмысление, то есть перемену в духовной жизни человека. Для чего мы верим в Бога, стараемся молиться и посещать храм? Разве просто для того, чтобы совершить некий религиозный обряд?! Нет, суть нашей веры и молитвы должна заключаться в желании очиститься от грехов, осознать их и раскаяться. Нам надлежит делать все, чтобы образ и подобие Божии, которые затемнены в нас нашими грехами и пороками, раскрывались и становились явными.

Каждому из нас следует задать себе вопрос – а имею ли я такую крепкую и искреннюю веру, какую имел этот римский сотник? Он с верой и покаянием просил исцелить своего слугу, а просим ли мы Господа Бога с такой же горячностью об исцелении наших душ, о том, чтобы Господь наставил нас на истинный путь,  открыл нам правильную дорогу жизни, указал нам источник Божественной правды, питаясь из которого мы бы становились по-настоящему счастливыми и благополучными? Если внимательно проанализировать свою жизнь, то каждый из нас увидит, что, к сожалению, не всегда в наших сердцах горит такой огонь веры, как у вспоминаемого ныне римского сотника. Вера в Бога – это не просто признание Божественного бытия. Вера в Бога – это доверие Ему, надежда и упование на Него, а не на свои жалкие человеческие силы. Верить – означает всецело отдать себя в руки Божественного Промысла с твердой уверенностью в том, что Господь знает обо всем, что нам необходимо, и что Он более нас заботится о нашем счастье и спасении. От каждого же из нас не требуется ничего большего, кроме как искреннего чувства доверия Богу».

За богослужением пел хор Крутицкого подворья под управлением Сергея Желудкова.