27 января. Неделя о мытаре и фарисее. Всенощное бдение

27 января Всенощное бдение совершил настоятель подворья епископ Люберецкий Серафим в сослужении духовенства подворья. 

 

По окончании бдения владыка обратился с проповедью к молящимся: «За сегодняшним вечерним богослужением мы слышали хорошо известное воскресное евангельское чтение о том, как ученики Спасителя после Его восстания из мертвых пошли в Галилею, в гору, куда Он им повелел. Среди множества важных смысловых моментов в этом повествовании мы нередко оставляем без внимания то, что одни из учеников «увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28:17), и что, несмотря на это сомнение и маловерие со стороны некоторых своих последователей, Спаситель твердо, с указанием на свою абсолютную власть на небе и на земле дал последнее повеление апостолам, а через них и всем верующим в Него: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). С такой же твердостью и уверенностью каждый из нас должен жить по вере, уповать на Бога и совершать свое служение. Как и Господа Иисуса Христа, ничто не должно нас смущать и заставлять сворачивать с избранного пути — ни маловерие или безверие окружающих, ни греховность этого мира, ни какие-либо притягательные соблазны и искушения. Бог никогда не реагирует на пустые, бессмысленные вопрошания, человеческое празднословие и самомнение. Не следует и нам обращать внимание на все это, когда речь идет о верности Господу и Его евангельским принципам. Невзирая ни на что, мы должны в своей жизни соблюдать все, что заповедал нам Христос и учить этому других своим примером».

Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы, Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подговительные седмицы поет на воскресных утренях, начиная с Недели (воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В подговительные седмицы, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.
Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.