9 июля епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию на Крутицах

User comments

9 июля, в 5-ю неделю по Пятидесятнице, епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском храме Крутицкого Патриаршего подворья.

Его Преосвященству сослужил клир подворья. После чтения воскресного Евангелия владыка обратился со словом  проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы прослушали поразительное Евангельское чтение, рассказывающее о том, как Господь Иисус Христос прибыл в Гергесинскую страну и изгнал злых духов из двух бесноватых людей.

Беснование – это страшный недуг,  который попускается Богом за тяжкие грехи. В этом случае дьявол получает над человеком сугубую силу и мучает его различными способами. Часто, таких несчастных людей мы можем видеть в монастырях, куда они приезжают для того, чтобы прикоснуться благодати святого места в надежде на исцеление.

И вот, когда Спаситель прибыл в Гергесинскую страну, Его встретили два таких тяжелобольных человека, два бесноватых, которые своим поведением наводили ужас на всех окрестных жителей. Бесы, находившиеся в этих людях, тут же начали кричать: “Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас” (Мф. 8:29). Спаситель не говорит ни слова. И тогда, увидев, что рядом пасется стадо свиней, бесы взмолились ко Христу с просьбой: “Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде” (Мф. 8: 31-32). Бесы оставили этих двух несчастных страдальцев, вошли свиное стадо и с крутого берега бросились в воду и потонули. Пастухи, которые пасли это стадо, в страхе пришли в селение, и рассказали о том, что произошло на их глазах.

Однако реакция и поведение местных жителей поражает. Казалось бы, приход Спасителя должен был вызвать у людей радость. Вот если бы сейчас Господь Иисус Христос пришел к нам, да еще бы совершил какое-то чудо, то, как представляется, мы бы все с ликованием и радушием встретили Его, попросили бы побыть с нами подольше и научить нас праведной жизни. Но жители Гергесин поступают ровным счетом наоборот!  Они говорят: оставь нас. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф 8:34). Только подумать, к ним пришел Сам Господь, Сын Божий, чтобы проповедовать слово спасения, чтобы открыть им подлинный источник жизни и надежды, а они Его не принимают. Почему так происходит? Очень часто, человек настолько глубоко укореняется в своих грехах и пороках, что принять Бога становится для него очень трудно, и он даже не пытается это сделать. Зачастую, привычный греховный образ жизни для человека более приятен и приемлем, чем жизнь с Господом. Присутствие Бога в жизни требует от человека труда и определенных усилий. Там где Бог, не должно быть греха, либо он должен быть сведен до минимума, добро и зло несовместимы. Поэтому, если мы желаем, чтобы Бог вошел в нашу жизнь, нам необходимо изгнать из нее изгнать грех, затворить для него свою душу.

Когда спортсмен готовится к соревнованиям, он регулярно посещает спортивный зал, накачивает мышечную массу,  держит себя в соответствующем состоянии для того, чтобы можно было заниматься профессиональной спортивной деятельностью. Это требует большого труда. Для того, чтобы достичь результата и победить в состязании, нужно ежедневно тренироваться, заниматься этим через силу, преодолевая  лень, усталость, физическую боль и слабость. Нечто подобное должно происходить и в нашей духовной жизни. Жизнь в гармонии с Богом – это наша победа, результат, которого необходимо достигнуть. Для этого каждый из нас призван постоянно работать над собой, совершенствовать свое духовное состояние, искоренять грех, избавляться от порочных пристрастий. И этот труд должен быть ежедневным.

Нынешнее евангельское чтение показывает, как часто человек оказывается слабым и немощным. Даже тогда, когда Господь явным образом приходит в человеческую жизнь, люди не находят в себе элементарных минимальных сил, чтобы достойно встретить Его.  Жители Гергесинской страны не были поголовно святыми и праведными, они, как и все, были грешниками. Поэтому сам по себе приход к ним Спасителя был великим даром. Господь явился к ним не по каким-то заслугам с их стороны, Он даже не ожидал от них какого-либо подвига. Он пришел к ним, чтобы проповедовать спасение. Но люди не смогли принять этот дар. А что мы видим в нашей жизни?  По сути, то же самое. Всегда ли мы готовы отказаться от привычного образа мыслей и действий для того, чтобы Господь наполнил наши ум и сердце? Всегда ли мы отдаем предпочтение вечности, а не временной жизни?

И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде (Мф. 8:32). Жители Гергесинской страны не захотели принять Спасителя, с одной стороны, потому что присутствие Бога требует работы над собой, с другой, потому что они понесли материальную потерю – потеряли стадо свиней. Как тогда, так и теперь комфорт, благополучие, материальные средства являются более предпочтительными, чем Господь Бог! Между тем, человек не отдает себе отчета в том, что именно Бог является источником всякого блага – и земного, и небесного. Все находится в руках Божиих: и счастье человека, и его жизнь, и его смерть.

Порой мы прямо не говорим Господу – “уйди от нас”, однако своим поведением, и поступкам показываем, что Он не является для нас приоритетом. Всю свою жизнь мы посвящаем земным заботам и попечениям, а Бог остается у нас на последнем месте. Мы боимся что-то потерять, чего-то не успеть. В погоне за земными благами мы забываем, что только Господь может сделать человека счастливым и благополучным.

Нынешнее евангельское чтение призывает нас быть внимательными и усердными в своей духовной жизни, стараться не потерять Господа Бога, стремиться всегда ставить на первое место Его спасительное слово. Каждый день мы находимся перед выбором, поступить ли нам в соответствии с Божиим Законом и христианской совестью, или же нарушить и Божий Закон, и голос совести. Необходимо помнить, что если мы будем регулярно отвечать Богу отказом на Его явление в нашей жизни, то, в конце концов, Он от нас оставит, как оставил Он жителей Гергесинской страны. Господь уйдет тихо и мирно, Он не будет нас принуждать к тому, чтобы мы Его приняли. Возникает вопрос: а если Бог покинет нас, что будет дальше? Неужели, если Господь от нас уйдет, и мы забудем обо всех Его заповедях и предписаниях, то жизнь наша будет счастлива, благополучна и исполнена успеха?  Это самообман!

Посмотрите на сильных мира сего, людей благосостоятельных, обладающих огромными финансовыми состояниями, властью и известностью. Как часто в своей жизни они являются людьми глубоко несчастными и потерянными. Казалось бы, человек получил на этой земле все, но смотришь, а он несчастен, нет благополучия в семейной жизни, проблемы с детьми, подверженность страшным порокам алкоголзима, наркомании, моральной распущенности… Нередко такие люди умирают бесславно, в расцвете сил, и даже заканчивают жизнь самоубийством. Все это происходит потому, что в какой-то момент своей жизни, когда Бог приходил к этим людям, они не приняли его подобно жителям Гергесинской страны.

Давайте молиться Господу о том, чтобы Он помогал нам переступать через грехи и пороки и всегда открывать двери своего сердца навстречу Ему. Чтобы Он вселялся в нас и освящал нашу жизнь, даруя подлинное счастье на земле и спасение в будущем веке. Аминь».

За Литургией Причастие Святых Христовых Таин приняло значительное количество детей и юношей. За богослужением пел хор Крутицкого подворья  под управлением Сергея Желудкова.