Пресс-служба Крутицкого подворья встретилась с автором нового учебнике по Литургике Алексеем Кашкиным

Вышел новый учебник по литургике

Недавно вышел новый учебник по литургике в двух томах — «Литургика. Часть I. Двунадесятые неподвижные праздники» и «Литургика.Часть II. Постная и Цветная Триоди». В книге собрана разносторонняя информация о каждом двунадесятом празднике и особых днях Триоди (субботы и недели, четверг 5-й седмицы, каждый день Страстной седмицы и т.п.). Богослужебные особенности указаны в максимально подробной форме. С автором учебника, — кандидатом богословия, заведующим кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии, мы беседуем о его новой книге.

— Алексей Сергеевич, на какого читателя рассчитана Ваша книга? На обычных прихожан, на студентов семинарии или на церковнослужителей?

— Для новоначальных нужна все-таки иная литература. А я старался писать так, чтобы было доступно более-менее  воцерковленному человеку. Но  какие-то тонкости и богослужебные особенности такому читателю могут быть непонятны. И отдельные термины – я иногда весьма подробно анализирую греческую терминологию.  Но в полной мере книгу могут использовать студенты богословских учебных заведений, священнослужители и церковнослужители. Далеко не каждую книгу мы прочитываем от корки до корки. И если из моей книги хоть какой-то процент прочитанного читателю пригодится, это уже будет хорошо.

— В комментариях к книге Вы написали: «Будучи студентом, я сам хотел бы иметь такую книгу». Почему? Чего Вам не хватало в других учебниках и что удалось реализовать в этом?

— Когда я учился, у нас в семинарии основным было пособие Шиманского «Литургика». Гермоген Иванович Шиманский – литургист, который работал после Великой Отечественной войны. Но в его работе не в полной мере освещены богослужебные особенности, и, самое главное, история праздников составлена очень коротко, и сведения, как потом выяснилось, были уже устаревшие. И там, где он говорит про песнопения, материал преподносится не очень удобно для восприятия  — тяжело, слишком много цитат. Это не очень хорошо. И я попытался сделать так, чтобы и богослужебные особенности были максимально изложены, и все остальные параграфы по праздникам – события праздника, история праздника, основные идеи, содержащиеся в песнопениях, — были изложены с одной стороны, на соответствующем уровне, с другой – доступным языком. И это, кажется, мне удалось реализовать.

— А как родилась идея использовать в книге Вы схемы?

— Из практики. Я преподаю, и иногда возникает мысль: как оформить что-то схематически, для упрощения восприятия? И вот рисуешь схему на доске, а потом видишь какой-то явный эффект, — студенты лучше усваивают, и для тебя  самого идея приводится в более упорядоченное состояние. Этот курс я веду уже на протяжении почти десяти лет, и только, может быть, последние лет шесть параллельно в нескольких классах – и в регентском классе, и в Саратовской, и в Пензенской семинариях.

— Что подтолкнуло Вас к написанию учебника?

— Преподавать без учебников довольно сложно. У меня перед этим (в 2010 году) вышел учебник «Устав православного богослужения», и я понял, что преподавать, когда есть учебник, гораздо легче и эффективнее. Нет необходимости диктовать все подряд, когда есть конспект в учебнике, а можно остановиться на чем-то важном. А толчком к изданию учебника послужила такая особенность: в 2013 году Рождество Христово было в понедельник. Так вот, там есть такая особенность: Типикон указывает, что накануне Рождества совершается сначала литургия, потом отдельно вечерня, и Типикон на этой вечерне указывает Евангелие от Матфея – притча о горчичном зерне, которая никакого отношения к празднику не имеет. И выяснилось, что это ошибка. На самом деле должно читаться Евангелие праздничное, от Луки (с 2000 г. наши календари Патриархии указывают уже правильное чтение).  Я почитал литературу, разобрался, и это меня подтолкнуло сначала написать главу про Рождество Христово. И эта глава стала отправной точкой.

— В конце учебника есть сто вопросов. Это те, которые в свое время возникали у Вас, или те, что Вам задают студенты семинарии, которым Вы преподаете?

— На самом деле не то и не то. Это вопросы из категории каких-то редких богослужебных особенностей. Чтобы поставить такой вопрос, нужно уже достаточно хорошо знать богослужение. Если есть какая-то особенность богослужения, которая появляется только раз в году, это всегда интересно. Повышается и значимость самой этой особенности, и в целом интерес к богослужению.  Такие вопросы иногда встречаются в экзаменационных билетах. Но их не больше десятка. Остальные я уже сам придумывал по мере работы. Поначалу рубрика называлась просто «Вопросы для любознательных», но по мере приближения к красивому числу «сто», я решил все-таки собрать нужное количество вопросов.

Подготовила Наталья Зырянова