Пресс-служба Крутицкого подворья встретилась с руководителем Межрегионального конкурса «Возраст песне не помеха»

image

14 мая 2017 года на Крутицком подворье состоится итоговый Гала-концерт Межрегионального конкурса хоровых коллективов пенсионеров и ветеранов «Возраст песне не помеха».

Сегодня мы беседуем с художественным руководителем Конкурса, композитором, основателем, художественным руководителем и главным дирижером «Первого Симфонического Оркестра», регентом хора Крутицкого Патриаршего подворья Сергеем Желудковым.

— Сергей, расскажите, пожалуйста, подробнее о концерте, который состоится на подворье.

— Это будет заключительный Гала-концерт конкурса. Масштабное зрелище и конечно музыкальное событие. Сейчас проходит отборочный тур, который продлится до 31 марта.

— Значит, есть еще возможность подать заявку на участие?

— Да, но времени не так много. Заявки на наш конкурс «Возраст песне не помеха» принимаются по заочной форме: нам присылают видеозаписи, мы их просматриваем. Потом из этих видеозаписей отбираем лучшие и приглашаем исполнителей в Москву, где они выступят на одной сцене с такими прославленными коллективами и музыкантами, как Московский Академический Камерный Хор под управлением Владимира Минина, Большой Детский Хор имени Виктора Попова, Первый Симфонический Оркестр, Зураб Соткилава, Евгений Крылатов. Здесь же пройдет церемония награждения победителей, а в заключении концерта будет грандиозный сводный хор!

— Какие основные критерии отбора?

— Конечно, критериев очень много. Это и артистичность, и прекрасное исполнение, и то, как коллектив ведет себя на сцене. Мы приглашаем к участию регионы, и таким образом мы охватываем многокультурный слой, это и фольклор и академическое пение, ну и конечно разнообразный классический репертуар. У руководителей этих коллективов очень разные темпераменты и вкусы, и что они нам пришлют — для нас загадка, но мы надеемся, что они покажут, на что способны!

— То есть, у вас нет обязательных жанров: народная песня, пасхальное песнопение?

— Нет.  Все коллективы поют по-разному, одни специализируются на одном, другие на другом. Мы понимаем, что каждый коллектив выбирает себе репертуар по своим силам, и мы не препятствуем ему навязыванием своей воли. Основное значение мы придаем артистичности и душевности, ну и конечно, один из важных критериев, — это стройность пения.

— Насколько жестким будет отбор, учитывая высококвалифицированное жюри конкурса?

— Председатель жюри нашего Конкурса Маэстро Владимир Николаевич Минин на пресс-конференции, посвященной открытию Конкурса высказал очень важную мысль о том, что оценивать мы будем работу руководителей, и конечно призвал жюри проявить мудрость и снисходительность. Мы конечно будем присматриваться, нам важно, чтобы выступление было зажигательным, с харизмой.

— Конкурс рассчитан на профессиональные хоры?

— На любительские коллективы. Но чаще всего любительскими они являются только на бумаге. Большинство из них – действительно профессионалы, владеющие всем набором исполнительской техники и внушительным репертуаром, порой настолько смелым, что даже профессиональные музыканты не могут позволить себе такой. И при чем некоторые хоры поют весь этот сложнейший репертуар наизусть, а это большой плюс.

— Почему для проведения гала-концерта вы выбрали именно Крутицкое подворье?

— Все просто — оно находится на стыке культур и очень значимо для Москвы. У подворья богатая многовековая история и совершенно волшебная архитектура и атмосфера, — это очень располагает. Да и сама хоровая музыка развивалась вкупе с подворьем. Подворье было основано в 1200-е годы.  Вот представьте, все это время здесь жила музыка! А сейчас здесь напротив Московский Международный Дом Музыки, рядом музыкальный Институт им. М.М. Ипполитова-Иванова! Сам Бог велел! К тому же с администрацией у нас прекрасные отношения, к примеру, отец Сергий Шастин, человек опытный, образованный, прекрасный музыкант, понимает насколько значимо это событие для Москвы.

Мы решили, что фестиваль «Возраст песне не помеха» на Крутицком подворье станет событием культурной жизни столицы по весне, потому что весна-пора обновления, а у нас коллективы представлены людьми, которые можно сказать по настоящему только жить начинают! Мы хотим, чтобы Крутицкое подворье стало культурным центром. И православным, и светским, в том числе музыкальным. Для этого созданы все условия над которыми работает большая команда суперпрофессионалов и единомышленников с огромным организаторским опытом, в том числе «ОСОО Союз поддержки молодежных инициатив «Форпост»», продакшн студия «White Leo Studio»

— Сергей, Вы говорили о том, что это место знает много музыки. Являясь регентом хора подворья, вы ощущаете какую-то особую атмосферу?

— Конечно. Во-первых, сам храм акустически идеально построен. Петь в нем одно удовольствие. Всегда, когда поешь в этом соборе, испытываешь благоговейное ощущение. Петь здесь приятно и полезно! А когда в храме приятно петь, и ты не превозмогаешь какие-то акустические погрешности, как иногда бывает (есть храмы, где очень трудно петь, приходиться «вышибать из себя» звук), то ты поешь и поешь, и можешь петь целый день, это очень приятно и очень радует. Конечно, такое место как Успенский храм — это большая редкость. Особенно сейчас.

— Расскажите, пожалуйста, о хоре подворья?

— Я пришел на Крутицы со своим составом музыкантов, который очень долго и порой мучительно подбирал. Сейчас наконец мы освоились, привыкли к звуку и сегодня у нас большой концертный репертуар. Я всегда хотел, чтобы церковный коллектив не ограничивал себя только обиходным репертуаром, безусловно прекрасном. Но русская православная церковь владеет огромным сокровищем, мировым музыкальным достоянием- духовными сочинениями Бортнянского, Чеснокова, Калинникова, Гречанинова, Кастальского, Рахманинова, Чайковского, Голованова, Свиридова. Эту музыку я принес сюда, на Подворье, и мы все это поем. У нас каждую воскресную службу новый запричастный концерт, новое песнопение, каждую субботу и воскресенье-премьера. Недавно, например мы исполнили сочинения Игоря Стравинского и Романа Леденева. Я очень много и кропотливо работаю над расширением репертуара мужских хоров- постоянно делаю обработки песнопений, потому как многие композиторы писали для смешанного хора, и у нас здесь на Крутицах звучит очень много такой музыки, которая не звучит больше нигде. Так же мы не забываем о сочинениях современных композиторов среди которых немало и очень достойных. Можно сказать, что здесь постоянные премьеры. «Крутицкий репертуар», как называют его сами музыканты. Нам приятно, что люди подходят после службы и благодарят, и есть те, кто знает эту музыку, знает традиции её исполнения. Люди специально приходят к нам, что бы послушать редкую музыку-это очень воодушевляет и придает силы для новых свершений.

— Каждое воскресение нас ждет уникальный концерт, а кто поет в будние дни?

— В будни поет дуэт. Но мы все равно выбираем такие песнопения, которые хорошо забыты или не «в моде» -византийские, греческие, знаменные распевы, двуголосие. Стараемся украсить службу, и заодно «воскресить Лазаря» в лице уникальных забытых песнопений.  Чтобы это было не просто богослужение, а с элементами праздника. Потому что если человек пришел в храм, то этот день для него уже стал праздником. Мы создаем настроение.

— А что касается богослужений, которые совершаются во время поста?

— На самом деле во время поста очень много красивых песнопений, которым русские композиторы всегда уделяли особое внимание. Многие из них были очень воцерковленными людьми, если не все. Да, некоторые из этих песнопений под час очень суровы, но настолько проникновенны! Это стоит один раз услышать, и уже не забудешь никогда!

Я воспитывался на традициях церковного пения русской школы, и эта традиция исполнения церковных песнопений и вообще традиция церковного пения в меня глубоко проросла. Пение богослужебных песнопений совершенно особая ветвь исполнительского искусства! Здесь главенствует слово, здесь нет места суете и волнениям. Житейское море нас не касается. Мы поем о вечном, поэтому никуда не торопимся. Нас слушает сам Господь Саваоф со ангелы! Можно ли представить себе более взыскательную публику? Я думаю нет.

Когда ты поешь в храме очень важно уделять внимание слову, тому, о чем ты поешь, важно проникать в смысл слова и направлять все свои мысли в общий хор поющих. Хор сам по себе не место для единоличников-все работают на общее дело, а тем более церковный хор- где еще и свое эго нужно прибрать поглубже. Регенту нужно не только самому уделять внимание тексту песнопений, но и обращать внимание певцов. Очень тяжело перевести певца из театра на клирос. Но нашему коллективу это блестяще удается! Церковнославянский язык полон нюансов, и если эти нюансы не доводить до совершенства получается хор разбойников, ну в лучшем случае хор хирургов, у которых все стерильно. И конечно нельзя путать понятия духовного и душевного. Нельзя подменять эти понятия на клиросе. В храме это не допустимо. За этим необходимо строго следить. Это очень животрепещущий вопрос. Он актуален всегда, когда говорят о молитвенном пении.

Хор — это живое воплощение Библии, Евангелия, это живое воплощение богослужебного текста, мы не можем просто так брать и перерабатывать великие слова. Это не колбаса. Этим нужно жить и чувствовать всем сердцем. Сердечное пение самое искреннее, его не надо приукрашать, его не подделаешь и не научишься ему-оно приходит с опытом и уважением к делу. Естественно, при исполнении мы не забываем о форме песнопения. Любая музыка имеет форму, в том числе богослужебная, и если форма не получилась, то и содержание соответственно тоже не получится. Всему есть мера, и здесь конечно большое дело имеет вкус самого руководителя. Слава Богу мне этот вкус привили мои великие учителя: Станислав Гусев, Геннадий Рождественский, Александр Флярковский, Роман Леденев, за что им низкий поклон!

Необходимо подбирать песнопения, работать над стилем. Я всегда думаю о том, что я и как буду петь на службе, чтобы это все сошлось и было монолитно, молитвенно и красиво. Потому что из обилия многих музыкальных сочинений очень легко сделать взрывной салат, и люди просто не поймут нас, уйдут со службы не в молитвенном состоянии, а как с рок-концерта. Важно дозированно доносить до них богатство нашей композиторской школы. Очень важно не перегнуть направляющую восприятия. Это большое искусство. Мы стараемся об этом не забывать.

— А если кто-то захочет послушать светские произведения в вашем исполнении, где они могут услышать ваш хор?

— Руководство подворья благоволит хору, в частности отец Сергий Шастин, как мудрый пастырь понимает, что хор является украшением храма, и здесь на Подворье устраиваются концерты. Певцы чувствуют эту заботу и отвечаю взаимностью. Я считаю, что в храм нужно нести не только свои горести и проблемы, но и радость. Нужно делиться радостью в храме и она наполнит всех. Я каждый концерт стараюсь провести как можно интересней и познавательней. Мне очень нравиться просветительская форма общения со слушателем, когда я рассказываю о музыке и помогаю зрителю не только насладиться красотой музыкального полотна, но и его глубиной. Это очень важная составляющая моей деятельности-просветительская. Слушателя нужно поднимать на сцену, а не опускаться в партер. Я считаю это миссией каждого уважающего себя художника. Вот например, в рамках нашего Конкурса 22 апреля в субботу утром, здесь на Крутицах состоится выдающееся событие-прославленный коллектив, Большой Детский Хор имени Виктора Попова вместе с Мужским Хором Крутицкого Патриаршего Подворья под моим управлением совместно будет участвовать в Божественной Литургии. Мы хотим сделать это традицией, и приглашать к сотворчеству коллективы, приобщать их к Таинству через музыку. Музыка развивается вместе с жизнью, мы не стоим на месте, но наша задача сохранить тот огромный духовный потенциал, который был накоплен нашими могучими предками и бережно передать его будущим поколениям! И как показывает практика, наши выступления интересны как обычным людям, так и музыкальной общественности. И уже в ближайшее время мы выступим в рамках Гала-концерта «Возраст песне не помеха».